Определение — Операционный менеджмент — это все виды деятельности, связанной с преднамеренным преобразованием (трансформацией) материалов, информации или покупателей. Операции — есть «процесс, метод или ряд действий, главным образом практического характера» (Collins English Dictionary, 1986) Модель операционного менеджмента (5P)
- plants — различные организации, производящие продукты и услуги
- parts — продукты и услуги
- planed control systems — выполнение функций управления
- process — проектирование бизнес-процессов
- people — подбор персонала для выполнения операций и процессов
Основные функции управления операциями:
- расчёт и размещение производственных мощностей и помещений
- проектирование товаров и услуг
- организация производства и услуг
- разработка графиков поставки сырья
- определение уровня централизации деятельности
- рассмотрение возможностей использования времени
По иерархии: I разработка стратегии II внедрение операционных стратегий III управление операционной системой
Что изучает операционный менеджмент?
Глава 13. Техническое обслуживание —
Реакционный и профилактический подходы Предупреждающий подход Политика технического обслуживания
Приложение 1. Количественные методы в операционном менеджменте Приложение 2. Введение в контрольные карты Приложение 3. История развития ключевых концепций операционного менеджмента Литература Именной указатель Предметный указатель Указатель фирм и торговых марок Операции — есть «процесс, метод или ряд действий, главным образом практического характера» (Collins English Dictionary, 1986).
Исходя из этого определения операции есть неотъемлемый атрибут любого вида человеческой деятельности, которому свойственны организованность и продуктивность. Отсюда можно заключить, что все организационные функции есть операции и что всякая управленческая деятельность включает в себя операционный менеджмент.
Часто термины «производство» и «операции» используют как взаимозаменяемые; в промышленности, коммерческой и некоммерческой деятельности широко распространено мнение, что управление производством представляет собой отдельную, обособленную от других сферу, которая должна интересовать только тех, кто непосредственно производством и занимается.
Управление производством — исторически первая сложившаяся научная дисциплина менеджмента. Она же первой вошла и в программы преподавания. Руководители производств были, а зачастую и поныне остаются грамотными специалистами, которым можно поручить все задачи управления процессами создания продукции. Подробнее мы обсудим эту тему в главе 2, сейчас отметим лишь, что, пока производственная деятельность считалась главным источником благосостояния нации, а экономическая ситуация в целом характеризовалась недопроизводством (до 50-х годов определенно так оно и было), подобное отношение было оправданым.
Однако сегодня мы переживаем период острой конкуренции, конкуренции в глобальном масштабе, и во многих странах основным источником благосостояния является уже не сфера производства, а сфера услуг. Операционный менеджмент уже не является уделом одного руководителя производства.
Сектор обслуживания приобрел столь большое значение, что настала пора разобраться во всех его хитросплетениях. В этой книге мы будем придерживаться взгляда, что всякая производственная деятельность представляет собой операции, а значит, операционный менеджмент имеет отношение ко всем ним. С этой принципиальной точки зрения на операции следует смотреть на показатели работы всей организации.
Без четко выраженной операционной стратегии и эффективного операционного менеджмента организация может выжить лишь по чистой случайности. Таким образом, операционный менеджмент является важной дисциплиной, обязательной для руководителей всех уровней и подразделений.
Что входит в обязанности операционного менеджера?
Оплата обучения после трудоустройства Оплата После трудоустройства Операционный менеджер – это специалист, берущий на себя обязанности по управлению и решению внутренних задач компании: контроль различных отделов, запуск производственных процессов, утверждение плана и стратегии продаж и многое другое по усмотрению генерального директора компании.
Какое основное направление операционного менеджмента?
Этапы развития — Как метод управления операционный менеджмент прошел несколько этапов развития. Первый этап ознаменовался появлением в начале 20-х годов прошлого века тейлоризма, системы капиталистической организации производства, предложенной американским инженером Фредериком Тейлором,
С этого времени операционный менеджмент стали выделять в самостоятельную область управления. На втором этапе (20-30-е годы) был разработан классический инструментарий операционного менеджмента. Группа исследователей Гарвардской школы управления бизнесом, работавшей под руководством социолога Элтона Мэйо, проводит Хоторнские эксперименты, где управление производством изучается с позиций психологии и человеческих отношений.
Но в полном объеме эти идеи получили развитие только спустя почти полвека. Третий этап (30-40-е годы). Это время пришлось на годы Второй мировой войны, когда чрезвычайно усложнились проблемы материально-технического снабжения. Это дало мощный импульс для развития обобщающих, ориентированных на математику, областей исследований операций, в результате чего получил развитие математический инструментарий управления деятельностью.
Стали создаваться комплексные научные группы, куда входили математики, психологи, экономисты, для изучения структуры и проведения анализа производственных проблем в количественном выражении с тем, чтобы стало возможным достигнуть оптимального решения, выраженного в математическом виде. На четвертом этапе (50-60-е годы) операционный менеджмент стали выделять в самостоятельную науку об управлении.
Производственные операции стали рассматриваться как элементы системы организации в целом. На пятом этапе (начало 70-х годов) в операционном маркетинге стала применяться MRP (Material Requirement Planning) — система планирования потребностей в материалах, одна из наиболее популярных в мире логистических концепций.
На шестом этапе (70-80 годы) при решении вопросов, связанных с операциями, началось использование компьютерной техники, была разработана система управления ТВС-типа. Большое значение приобрели разработка и широкое внедрение модели производственной стратегии 5Р, которая позволила использовать производственные мощности предприятий в качестве стратегического инструмента развития конкурентных преимуществ,
Обучение операционному менеджменту. Интенсив по менеджменту
В этот же период появилась система JIT (just-in-time — точно в срок), созданная в Японии в компании «Тойота», которая предусматривала отказ от производства продукции крупными партиями. Последний седьмой этап начался в 80- годы и продолжается до настоящего времени.
Его основными направлениями являются развитие интегрального менеджмента и процессного подхода к управлению, т.к. существующая дифференциация видов менеджмента требует нового подхода, который должны обеспечить интегральные менеджеры – специалисты, чья обязанность состоит в обеспечении согласованности реализации отдельных направлений менеджмента.
В рамках интегрированного менеджмента формируется процессно-ориентированное управление, обязанное своим развитием операционному менеджменту.
Что такое операционное управление бизнесом?
Операционное управление – решение разнородных задач компании, нацеленных на достижение максимальной эффективности, как во внутренней деятельности, так и во взаимодействии с контрагентами. Операционный менеджмент — это практическая выработка управленческих решений, направленных на сокращение затрат компании без потерь в качестве результатов деятельности.